Индия. Мумбаи

Одному из napramk'ов в декабре 2012 года довелось съездить в Индию на конференцию по теме работы. Посещался всего один город – Мумбаи (бывший Бобмей). Впечатений получилась уйма...

1. Знакомство с Индией

Долетели из Минска достаточно комфортно, через Абу-Даби рейсами Etihad. Вышли из мумбайского аэропорта в 6:30 утра. Время тут +2:30 от минского.

Сразу поменяли доллары на рупии. Много менять не стоит: в нашем случае перед возвращением пришлось добрую часть сдавать, т.к. в целом в стране всё дешево (особенно, если питаться за счёт конференции!).

Следуя инструкции от организаторов конференции, прямо в аэропорту мы заказали "prepaid taxi" до отеля (12 км) за 290 рупий ($5.5). Вроде бы дёшево (нам прочили $30), но... На стоянке такси нашу квитанцию схватил какой-то дядька с командой из 5 человек, те – за чемоданы. Донесли до нужного такси и давай выклянчивать 5 евро!!! Я дал 10 рупий (20 центов), на что они обиделись, но отстали. Таксист взвалил чемодан на крышу, ничем не пристегнув. Адрес отеля он понял лишь примерно и довёз до полдороги... Показывает на какую-то халупу и намекает на то, что довёз, мол, выходите. Мы – ни в какую, вези до отеля! Еле довёз, потом долго клянчил чаевые. Мы ему дали 40 рупий, а он кривится, мол, давай доллары, евро! Я, мол, такой-рассякой бедный, дети, работа... Мы сказали спасибо, до свидания! Какое же это "prepaid taxi" получается?

На улицах много бедности и помойки.

В парке у озера много всяких медитирующих сидит.

На озере живут цапли и КРОКОДИЛЫ! Нас предупреждали, но мы так их и не увидели.

Автобусы ездят только с открытыми дверями или без дверей вообще.

До чекина в отеле оставалось уйма времени, и мы пешком дошли территории института IIT Bombay.

Там мы подверглись унизительной процедуре досмотра и обяснения кто мы такие со всеми показываниями паспортов, приглашений и т.п...

...а также с описью вносимого оборудования, включая фотоаппарат.

Долго искали здание, где регистрируются на конференцию. Нашли. Всё оказалось очень прилично и дружелюбно. Нам много чего подарили, включая бесплатный вай-фай, флешки с материалами конференции и рюкзаки с логотипом.

Это территория института.

На выходе из институтского корпуса, прямо на территории кампуса лежит корова. Никто её, священную, не трогает. Также бегали незнакомые белорусам виды белок в больших количествах.

Вообще бездомных коров очень много. Их тут любят. Они гадят какашки, а их подкармливают и лелеют.

Корова – санитар Индии. Главный и единственный!

Есть районы приличные. Но в них тоже нетрудно найти помойку и бедноту.

По нашей просьбе моторикша пытался пристроить нас хоть в какой-нибудь общепит, но KFC, Pizza Hut и т.п. открываются только в 10. Поэтому заехали в приличный район с кофе-шопом, где дают очень вкусный капучино.

Моторикши - дешево и ненадёжно! Поначалу тупо страшно на них ездить, потом привыкаешь и даже получаешь своеобразное удовольствие.

Клаксон – основной инструмент водителя в Индии.

Гостиница оказалась даже отстойнее, чем ожидалось. Номер сначала дали маленький, с выломанной розеткой для интернета. Я потребовал другой. Через полчаса допросился. Дали поболшье. Комната обшарпаная, холодильника и сейфа нет. Зато есть интернет.

2. Поездка в центр города

Едва отдохнули, поехали смотреть мумбайский "центр". До темноты оставалось 2,5 часа. Хотелось ехать на моторикше, чтобы сэкономить – у них у всех таксометры и вы гарантированно платите не более двух счётчиков.

• Никто из моторикш так и не понял, куда мы хотим, хотя список из 5 известнейших достопримечательности был специально выписан для них на бумажке.
  • Никто из моторикш и таксистов вообще не говорит по-английски вопреки всем ожиданиям и увещеваниям!
  • Помогли только случайные люди худо-бедно понимавшие, что написано. Они объяснили, что на рикше туда не доберёшься!
  • Оказалось, с этой конференцией мы поселились в пригороде за 25 км от Мумбаи, куда рикшам и вовсе нельзя. Т.е. мы находились в 40 км от нужных нам культурных объектов.

На рикше доехали до таксистов (вылезали седыми и обомлевшими от ужаса индийской езды). Таксист посмотрел на список, кивнул, что всё понял и поехал ещё 15 км... до своего друга, который тоже не понимал по-английски. Вместе они изучили список ещё раз и решили, что нам нужно возвращаться в отель, т.к. до туда, куда я хочу – ещё 25 км, и это займет 6 часов. Разговор с ними получился серьезный...

В итоге договорились ехать смотреть только один достоприм с обещанием вернуться через 2-3 часа, но с приличной оплатой счётчика (который так и не включили).

Настоящий Мумбаи начался с

— ТОЛЬ! ТОЛЬ! ЭЙТИФАЙФ РУПИ ТОЛЬ! – Это пункт оплаты примерно $1,5 за въезд на огромный мост до города.

Город сразу показался гораздо приличней своего пригорода.

Мост огромный, 8-полосный, слева Мумбаи, справа – Индийский океан.

В городе снова начался адский трафик. Тут люди даже на зелёный перебегают догогу очертя голову.

На всех видах транспорта люди ездят, вывешиваясь из дверей и окон, даже когда в этом нет никакой необходимости.

Детей тут не принято перевозить в автокреслах. Достаточно закинуть их в багажник.

На перекрёстках постоянно подбегали торговцы и попрошайки, вымаливая денег.

Но они от нас так ничего и не получили, хоть и лезли в окно и трогали грязными руками за плечо, сверлили слезными глазами. Мы стояли до конца (красного сигнала светофора).

Нищета местами хлещет через край...

Много недостроя... (наш отель тоже, собственно...)

Но ближе к центру Мумбаи стал обретать очертания. Отмыть бы фасады, и была бы уже почти Европа!

И тут... Опа! Victoria Terminus, бывший вокзал 1888 года в готике.

По договорённости с водителем такси это и был наш первый и последний запланированный пункт остановки... Но добрались мы до него минут за 25, а не за час.

И тут таксиста понесло! Дайте-ка, говорит, вашу бумажку... Что там дальше? (на чистом хинди)

Ну что ж... Мы тоже после такой красоты повеселели и говорим: а давай! (на чистом колонизаторском)

Женщины в традиционных нарядах, тем временем, осматривали витрины.

Вообще тут как-то принято сидеть на асфальте, бордюрах, лестницах...

По дороге видели еще много красивого. Не всё попадало в кадр.

А это давка на болливудский шедевр "Talaash". Кино тут, и правда, любят больше, чем где-либо ещё. Таксист перед каждым кинотеатром притормаживал, просил фотографировать и тщательно выговаривал его название.

После района "Колаба", который совсем на фото не получился, таксист повёз нас по всем оставшимся достопримам... Он, не беря с нас никакого задатка, показывал, где нас будет ждать и отправлял фотографировать.

Это Gateway of India, отстроенный в честь визита Георга V и королевы Мэри в Индию. Чтобы к нему прорваться, нужно отстоять очередь как на кино. Но нас ждал добрый таксист.

А это отель Taj Mahal Palace. В 2008 году от взрыва террористов тут погибли 167 человек.

Его принято фотографировать с лодки, чтобы в кадр попало его отражение в океанской ряби. Представьте это себе, пожалуйста.

Индийцы очень любят эти две свои достопримечательности и с радостью фотографируются с ними.

После всего этого Мумбаи, да и Индия вообще, не казались такими уж гадкими и странными.

Впрочем, не всегда...

Светофоры у них тоже бывают человеческими и на них даже обращают внимание водители.

Набережная океана и идущая вдоль неё дорога Marine Drive – тоже достопричательности. Таксист снова довёз сюда по своей инициативе и выпустил пофотить.

Спасибо тебе, добрый таксист.

Мы его хорошо отблагодарили, несмотря на то, что "домой" он нас не довёз. Его "timing" (наверное, рабочий график) истёк, но он заботливо посадил нас на рикшу до нашей окраины и прощался как с друзьями.